Игровая индустрия балует тех, кто любит истории о морях, пиратах, торговле и славных бесстрашных капитанах. Не скажу, что хорошие проекты в этом сеттинге выходят очень часто, но даже уже существующие продукты позволят сидеть за компьютером годами. Можно заниматься бизнесом в «Порт-Рояле», устраивать морские сражения в «Корсарах», «Пиратах!» и даже Empire: Total War. Просто, так сказать, приключаться в «Возвращении легенды» и вместе с другими бравыми пользователями бороздить бесконечный океан в Pirates of the Burning Sea. Вроде бы уже все ниши заняты, но новинки на рынке порой появляются. И сегодня как раз речь об одной из них – «Ост-Индская компания», что в ней особенного и запоминающегося?
Первые шаги
С чего начинает добропорядочный капитан? С выбора нации, за которую он будет выступать. В главном меню нам, как обычно, предлагают стандартный набор. Тут и испанцы, и англичане, и французы. Все остальные действующие лица тоже есть – просто перечислять не станем. Помимо флага, под которым будем плавать, разрешено выбрать и эпоху. Чуть позже разберем более подробно, на что это влияет и как играть интереснее, а пока – на глобальную карту!
Первое, что бросается в глаза – уродливый дизайн. Какие-то невзрачные корабли плывут по будто бы бумажному океану. Материковые территории не лучше – коричневые цвета, темно-зеленые. Все какое-то неприглядное, невыразительное. Даже Rome: Total War, которой уже ого-го, сколько лет – и та выглядит технологичнее. И уж точно – гораздо приятнее.
Но глобальную карту нам долго разглядывать не дают. Просят как можно быстрее отправиться в порт-столицу и там найти себе добропорядочного капитана с кораблем. Говорим: «Так точно, все исполним». Появляется красивый, будто нарисованный гуашью экран загрузки, а потом сам порт. Но – о, боги – он еще ужаснее, чем здешнее море, материк и корабли вместе взятые. Такое ощущение, что он… грязный. Опять темные цвета, много коричневого. Хочется срочно спасти глаза и быстрее закрыться от всего этого. Такое уродство позволяют себе только трешовые игры в стиле Tunnel Rats…
В общем, больше на внешней оболочке останавливаться не будем. Доброе слово можно сказать только об экранах загрузок, все остальное настолько противно, что играть в это решительно не хочется. Но мы все-таки постараемся отыскать жемчужину.
Итак, наше первое задание и первые действия. Правительство страны очень просит доставить из Индии n-ое количество важных грузов. Пряностей, шелка, фарфора. Дают на это двадцать лет и шлют большой привет – дальше мы должны крутиться самостоятельно.
Ну, что ж, окей. Нанимаем капитана, а если хотим, то и второго. Находим в Индии города, которые торгуют необходимыми товарами, и отправляем туда корабли. Ждем. Приплыли, загрузили, отправили обратно, в наш порт. Ждем. Приплыли, разгрузили, послали в Индию. Ждем. Приплыли, набили трюмы фарфором, указали на столицу. Ждем.
Да-да, так выполняется наше первое задание, на которое отведено двадцать лет. На заметку, один здешний год может длиться от пятнадцати-двадцати минут игрового времени до часу. Отлично развлечение на вечер, не так ли?
Но боги добры к нам, а капитаны наши быстры, и потому первое задание мы можем выполнить за год-два. Однако же в нашу поспешность на материке никто не верит, и пока не пройдет отведенный срок – проверять, выполнили мы задание или провалили, никто не будет. Надо ждать.
Капитанские халтурки
Благо, разработчики сделали второстепенные миссии, и все двадцать лет нам не надо куковать у порта и ждать хоть какой-то весточки с материка. Дополнительных заданий очень много. То нас попросят отвезти послание в какой-нибудь африканский порт, то сопроводить дорого гостя в Индию. Помните, подобный приработок был и в «Корсарах»? Когда деньги заканчивались, а без них – труба, мы соглашались на эту унылую, полностью второстепенную работу.
В «Ост-Индской компании» она становится основной. Делать же больше нечего, кроме как возить всяких разных через два океана и получать за это деньги, которые пока что некуда деть.
Ладно, оставим все эти занимательные курьерские занятия и перейдем сразу к тому дню, когда правительство похвалит нас за отлично выполненное задание. Оно скажет нам, что мы молодцы, что перевезти 40 тонн фарфора и 50 тонн специй – это явно признак мастерства. А потому, уважаемый, принимайте более важную миссию – перевезите-ка вы еще 150 тонн фарфора, 180 специй и 160 шелка. Спасибо за внимание, идите выполнять.
И что же – все повторяется вновь. Мы возим. Ждем. Ждем. И возим. Правда, со временем немного изменится размах нашего предприятия. Мы ведь можем изучать и строить новые корабли. Сплавали в Индию пару раз, купили дешево, продали дорого и смогли заказать чертеж какого-нибудь торгового судна. На следующий день игры накопили еще на одну схему, а потом с верфи спустили корабль, способный половину Индии увезти.
Всего же товаров ничтожно мало, и можно легко узнать, сколько мы заработаем, если купим тот или иной продукт и привезем его в столицу. Поэтому просто приплываем в ближайший порт, смотрим на разницу в цене (она уже высчитана в самом интерфейсе, нам думать не приходится – берем самое выгодное), покупаем и возвращаемся. И так из раза в раз, пока у нас не появится столько денег, что их просто некуда тратить… Впрочем, даже после этого приходится так торговать. Надо же как-то время убивать...
Война и часть вторая
Однако «Ост-Индская компания» состоит не только из экономическо-плавательной части. Есть здесь еще и война на море. Многие сравнивали за это игру с Empire: Total War. Мол, то же самое, только без боев на земле. Но я решительно не понимаю, зачем разработчики вообще ввели такой режим. Мы знаем два стандартных подхода к созданию баталий. Это либо аркада, либо симуляция.
Отличный представитель первой «школы» – «Пираты!» от Сида Майера. Там было весело, бездумно, приятно. Красивая картинка, быстрые сражения. А после – еще и дуэль на корабле.
Сложные битвы мы знаем по «Корсарам». Где любое дуновение ветра учитывается, есть модель повреждений, надо вычислять траекторию движения. Даже в PotBS все было очень сложно, и потому – интересно.
Но что же в «Ост-Индской компании»? Косые паруса работают точно так же, как и обычные, снаряды летят по какой-то неведомой траектории, сами же бои – весьма длительны и однообразны. При этом еще – с намеками на реалистичность. Короче, ни рыба, ни мясо, а черт знает что. Разработчики, правда, решили, что все это будет крайне весело и увлекательно в боях по сети. Вот только пусто на серверах. И не мудрено, что так.
Вообще, единственное, что может радовать – масштабная война за порты. Но для игры в этот период вам надо либо сразу выбирать поздние эпохи, либо долго и упорно ждать, если начали с ранних.
Но, все же, «Ост-Индскую компанию» нельзя сравнивать с лучшими представителями жанра и вообще приличными стратегиями. Слишком уж много здесь условностей и недоработок. Все нации одинаковые и различаются лишь местоположением столицы; товаров меньше, чем в «Корсарах» (а здесь же экономика – на первом месте!); ветра на глобальной карте нет – плыви в любую сторону с одинаковой скоростью. Чем дольше вы не заходите в доки, тем медленнее движется корабль – а с чем это связано-то? Понятное дело, что он обрастает всякое гадостью, но не с такой же поразительной быстротой!
Тоска. Слишком уж мало у проекта достоинств, чтобы в него играть. Да, кому-то понравилось, а некоторые даже хвалят «Ост-Индскую компанию». Но если серьезно, она серьезной критики не выдерживает. Вообще никак…
Плюсы: глобальное противостояние; не шибко сложная торговая система.
Минусы:обилие условностей; слабая экономическая модель; уродливый дизайн и слабая графика; скучные бои.